Четыре градации любви (и ее отсутствия)

В последнее время я больше думала о том, что мне не понравилось в «Дарах Смерти», так что я решила несколько сменить направление и поразмышлять о том, что мне в завершении серии понравилось.

Одна мысль более других восхитила меня по прочтении «ДС»: символизм, прорисованный характерами ключевых фигур – Гарри, Волдеморта, Снейпа и Дамблдора, – доставляет истинное удовольствие. У меня ощущение, что каждый из них воплощает трудновообразимую крайность того, в каких сочетаниях личность может обладать двумя противоположно направленными составляющими способности любить, которые я буду называть здесь «широконаправленной» и «узконаправленной» любовью.

Узконаправленная – любовь к тем, кто лично близок. Гарри горячо любит своих родителей, друзей и – с возрастом – девушек, в которых влюбляется. Такая вот любовь. Узкосфокусированная. У этой любви есть очень реальный, особый и незаменимый объект. В этом смысле она может показаться несколько эгоистичной. Она и есть эгоистична, но - тем не менее - важна. Эгоистичная любовь Лили к сыну привела к спасению всего мира.

Широконаправленная любовь противоположна в плане выбора объекта. Это в той или иной степени присущая людям любовь ко всему живому – гуманистический род любви. Если бы вы увидели готового упасть в колодец ребёнка – вы бы кинулись спасать его, даже если бы он не был вашим или вообще знакомым. Так ведь? Вы бы даже не размышляли – никто бы не размышлял. Разумеется, вы могли бы и не помчаться на помощь, если ваш собственный ребёнок в это же время едва не заполз бы в огонь, или если этот бросок к колодцу мог бы стоить вам жизни, как, например, бывало на полях сражений, когда пули летели дождём. Так что широконаправленная любовь всегда противопоставлена не только любви к себе, но и узконаправленной любви… Что и делает нашу реальную жизнь интересной и, иногда, разрушительной.